|
Монастыри Костромы
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. В широком разливе вод поэтически величаво рисуется живописная панорама монастыря, с его зубчатыми каменными стенами и башнями, золочеными куполами, в обрамлении пышной зелени крон вековых деревьев. С приближением к монастырю неприступная мощь стен создает суровый образ крепости, возвращая нас к событиям далекого прошлого. Возникновение и развитие древнерусских монастырей - явление в известной мере типическое. Истинный повод основания обители нередко остается скрытым за дымкой красивой легенды, но с момента возникновения монастыря его жизнь становится неотделимой от жизни местного края и его истории. Экономическую основу монастыря составляли земельные и денежные вклады владетельных феодалов, от них зависело благосостояние монастыря как хозяйственной единицы. В близлежащих селах возникали и налаживались ремесла, плотницкое, кирпичное и каменное дело. Монополия церкви в области духовной деятельности превращала в дальнейшем монастыри в своеобразные скриптории и книжные хранилища. Нередко здесь создавались иконописные мастерские. Ипатьевский монастырь впервые упоминается на страницах летописей в 1432 году, но создан он был значительно раньше. Монастырская легенда, записанная в XVI веке, относит время его возникновения ко второй четверти XIV столетия. Она рассказывает о том, что Ипатьевский монастырь был основан выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом, который будто бы добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите. Когда Чет плыл по Волге, повествуется в легенде, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия. По прибытии в Москву Чет принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешение на закладку монастыря во имя св. Ипатия на месте "чудесного" исцеления. Захария стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Шейных, Вельяминовых-Зерновых, Сабуровых и Годуновых - знатных боярских фамилий, покровителей монастыря. Приход Годуновых к власти сопровождается щедрыми пожертвованиями Ипатьевскому монастырю. Начиная с 70-х годов XVI века, в последующие тридцать лет, в монастырь непрерывным потоком поступают от Годуновых вклады землей, деньгами и ценными вещами. Особенно крупными были вклады боярина и постельничего Дмитрия Ивановича Годунова, царицы Ирины - супруги царя Федора Ивановича, урожденной Годуновой, и царя Бориса Годунова.
Богоявленско - Анастасиин женский монастырь
Богоявленский монастырь основан в 1426 году преподобным Никитой Костромским – учеником и сродником преподобного Сергия Радонежского. В 1608 году в стенах обители просияли местночтимые святые – 11 преподобномучеников, пострадавшие во время осады монастыря и явившие пример стойкости за православную веру. В 1863 году монастырь, разрушенный вследствие пожара 1847 года и лежавший в запустении, по ходатайству Игумении Марии (Давыдовой) указом Святейшего Синода был объединен с Крестовоздвиженско-Анастасииным женским монастырем и, преобразованный из мужского в женский стал именоваться Богоявленско-Анастасииным. Матушка Игумения Мария открыла несколько учебно-благотворительных учреждений: училище для девиц из бедных семей, первую в России монастырскую лечебницу для сельского населения, фельдшерские курсы, преобразованные в 1886 году в курсы для сестер милосердия Красного Креста. После революции в 1924 году монастырь был закрыт. Богоявленско-Анастасиин собор был отдан под областной архив. Сильнейший пожар в соборе в 1982 г. уничтожил все фрески и кипарисовый иконостас. 21 июля 1990 года в день празднования Казанской иконе Божией Матери Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Избранного Поместным собором 10 июня 1990 года СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II благословил в числе первых монастырей открытие Богоявленско-Анастасииного женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Еще в 1989 году власти предусматривали здесь открытие музея декоративно-прикладного искусства с залом органной музыки. Проект был подготовлен архитекторами города. Но благодаря усилиями Архиепископа Александра через год возвратили собор Костромской Епархии. Как о своем детище заботился Владыка о первом храме – соборе, возглавляя сам в нем реставрационные работы. Первой Настоятельницей возрождаемого Богоявленско-Анастасиина монастыря стала насельница Свято-Успенского Пюхтицкого Ставропигиального монастыря Игумения Иннокентия (Травина). В 1991 году Пюхтицкий монастырь отметил 100-летие со дня основания. Ровно 100 лет назад, в 1891 году, из Костромского Богоявленско-Анастасииного монастыря монахиня Варвара (Блохина), ставшая впоследствии первой Настоятельницей, основала Пюхтицкий монастырь (Эстония), в котором она за основу взяла уставное монастырское костромское пение. С самых первых дней возрождения, Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь был призван на активную социальную деятельность: в 1991 году организована Богадельня имени святой равноапостольной Марии Магдалины, насельницами которой за почти 15-летнюю историю своего существования стали 75 человек, 30 из них, соборованные и напутствованные Святыми Тайнами, почили о Господе. На протяжении всего восстановительного периода монастырь принял до 1000 человек из мест лишения свободы. Таким людям предоставлялась гостиница для проживания, питание и медицинская помощь. В благодарность за кров и питание они принимали посильное участие в трудах восстановления обители. СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II впервые посетил Костромскую Епархию в 1993 году. В этом же году было решено возродить добрую традицию монастыря заботы о детях: по благословению СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ и Высокопреосвященнейшего Архиепископа Костромского и Галичского Александра был создан в 1993 году Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Это был первый церковный приют в новейшей истории Русской Православной Церкви для маленьких сирот и детей, брошенных родителями. Воспитанницами стали девочки в младенческом возрасте 4-6 лет с ослабленным здоровьем. Раскрыть в каждой из них талант – задача сложная. 19 октября 1998 года СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II удостоил Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского орденом святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Настоящим духовным торжеством стали посещения монастыря СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЕМ II в 1993, 1994 и 2002 годах. Переданное СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ АЛЕКСИЕМ в 1993 году Евангелие, на протяжении целого века пребывавшее в Пюхтицком монастыре, хранится с благоговением, как великая святыня. В своем обращении, посвященном 575-летию основания Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря, СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II отметил: «На протяжении 10 лет Матушка Игумения Иннокентия руководит возрождением монастыря, развитием в его стенах душепопечительной и благотворительной деятельности. Прекрасный храм, в котором ныне находится главная святыня Костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, многочисленные насельницы монастыря, успешно действующие Богадельня и Детский Приют – свидетельство плодотворности и Божиего благословения данных трудов…». Архипастырь Костромской Епархии Владыка Александр подчеркнул большое значение Костромского Богоявленско-Анастасииного монастыря, обращаясь к настоятельнице: «…промыслом Божиим вы были призваны нести подвиг иноческого служения на древней костромской земле. И ныне, возрождаемый Вашими трудами Богоявленско-Анастасиин женский монастырь – крупнейшая обитель Костромской Епархии – вновь стал одним из духовных центров нашего города, ведущим активную просветительскую и благотворительную деятельность…По вашей доброй инициативе при монастыре возрождены благотворительные учреждения – детский приют и богадельня для престарелых…». Матушка Иннокентия за свою активную социальную деятельность на благо Церкви и народа награждена более 20 общецерковными и государственными наградами. Источник: http://www.church.kostroma.net
памятники Костромы | Золотое Кольцо России | архитектура города | новости Костромы |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Памятники Костромы |
|
||||||||||||||||||||||||||||